Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 123972
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ур..ган
2) заг..релый
3) сотв..рить
4) угр..жать
5) ст..нов­ле­ние
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) раст..реть пятно, пр..ку­рорт­ная зона
2) пр..пят­ство­вать, осл..плён блес­ком
3) пр..милый ребёнок, р..льеф
4) ст..снённость в сред­ствах, зав..зать бант
5) соб..рать­ся, в..рни­саж
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) обе(с/сс)це­нен­ный
2) пара(л/лл)ель
3) ана(л/лл)огич­ный
4) профе(с/сс)иональ­ный
5) ра(з/зз)адо­рить
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ж..лудь
2) обреч..н
3) стало очень горяч..
4) струч..к
5) ч..кать­ся
5.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) кар­точ..ка
2) зажеч..ся
3) кур..ёзный
4) много про­звищ..
5) под..езд
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) сры­ва­ющ..мся го­ло­сом, на этой ка­ру­сел..
2) при сов­па­де­ни.., крас­но­ар­ме..ц
3) винт..к, на про­шедш..й не­де­ле
4) зимн..м днём, про­тал..нка
5) обидч..вый, дож­дич..к
7.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ноздр..ватый, гло­точ..к
2) изюм..нка, масл..це
3) о бо­го­слу­же­ни.., за­носч..вый
4) трубч..тый, со смеющ..мся лицом
5) о про­павш..м че­ло­век..
8.  
i

Пи­шет­ся НЕ раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) край­не (не)бла­го­при­ят­ная об­ста­нов­ка; (не)за­ме­тив го­стей
2) (не)лисьи следы; вагон (не)за­пол­нен пас­са­жи­ра­ми
3) (не)слу­чай­но, а на­роч­но сде­лать; ис­кать (не)там
4) (не)ста­рый, но потёртый пи­джак; сразу (не)взлю­бить
5) ни­ко­му (не)по­кор­ный бун­тарь; (не)бо­я­щий­ся труд­но­стей
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Дети ещё 1)н.. разу 2) н.. были в зоо­пар­ке. И те­перь, за каким бы жи­вот­ным они 3)н.. на­блю­да­ли, всё вы­зы­ва­ло вос­торг. Им 4)н.. могла 5)н.. за­пом­нить­ся эта по­езд­ка .

5)  
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Ста­рый рыбак Дым­чен­ко много раз го­во­рил, что уже (1)н..что в этом мире (2)н.. уди­вит его, что бы он (3)н.. уви­дел. Но когда он попал на Го­лу­бое озеро, то (4)н.. смог (5)н.. вос­хи­тить­ся его пра­виль­ной фор­мой и зер­каль­ной чи­сто­той.

1)  
2)  
3)  
4)  
5)  
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я был впол­не со­гла­сен с вра­чом (на)счёт спо­со­бов ле­че­ния этой бо­лез­ни.
2) Она ещё раз что-то про­кри­ча­ла ему (в)до­гон­ку.
3) От­кры­лось окно, (за)тем спу­сти­лась не­боль­шая лест­ни­ца.
4) Эти низ­кие гор­ни­цы со­хра­ни­ли то(же) рас­по­ло­же­ние, что и при преж­нем хо­зя­и­не.
5) Вы оши­ба­е­тесь, если во­об­ра­жа­е­те себе жень­ше­не­вую план­та­цию (в)виде по­ля­ны.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Книга _ есть вер­ный, бес­ко­рыст­ный и наи­бо­лее све­ду­щий друг
2) Воды Бай­ка­ла _ глу­бо­ки и чисты
3) На­хо­дить при­ме­ты или самим со­зда­вать их _ очень увле­ка­тель­ное за­ня­тие
4) Ни в воз­ду­хе, ни на воде, ни под землёй _ нигде не долж­но быть ядер­ных взры­вов
5) Жизнь в Пе­тер­бур­ге _ как фей­ер­верк
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Капли дождя па­да­ли на землю сте­кая по ли­стьям и вет­кам де­ре­вьев.
2) Не­жда­нов осо­зна­вал себя очень оди­но­ким не­смот­ря на при­вя­зан­ность дру­зей.
3) Между ку­ста­ми свер­ка­ет речка в четырёх ме­стах пе­ре­хва­чен­ная пло­ти­на­ми.
4) Бай­дар­ка плыла через тёмную стен­ку ка­мы­шей ост­рым носом раз­дви­гая их стеб­ли.
5) Мать от­пус­ка­ла сына в Моск­ву скре­пя серд­це.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Мне ка­жет­ся что они не так уж и под­хо­ди­ли друг другу.
2) О ней ко­неч­но слы­ша­ли мно­гие но ви­де­ли её толь­ко не­ко­то­рые спе­ци­а­ли­сты.
3) За­ня­тие жи­во­пи­сью было по мне­нию отца вред­ным ба­лов­ством.
4) Никто од­на­ко не знал где он живёт.
5) Он как будто ни­ко­го не узна­вал.
15.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[ ], и [ ]

1) Все осуж­да­ли мо­ло­до­го че­сто­люб­ца и никто не желал ска­зать ему слова под­держ­ки.
2) За ста­рым пру­дом под­ни­мал­ся мо­ло­дой оль­ша­ник и вид­не­лись вы­со­кие за­рос­ли лу­го­вых трав.
3) Мать во­зи­лась на кухне го­то­вя обед и не об­ра­ща­ла на Павку вни­ма­ния.
4) Это были слу­чай­ные по­пут­чи­ки и к моему рас­ска­зу они не имеют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
5) Много ле­генд знают здеш­ние ста­ро­жи­лы и не­обы­чай­но ин­те­рес­но слу­шать эти ис­то­рии.
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) На тёмном не­бо­сво­де мер­ца­ли звёзды да сиял диск луны.
2) Все­гда, когда я вхо­дил в это по­ме­ще­ние, мне ка­за­лось, что скрип­ки вы­гля­дят иначе или что их во­об­ще за­ме­ни­ли со­вер­шен­но дру­ги­ми ин­стру­мен­та­ми.
3) Я обе­щал, что буду при­хо­дить и каж­дый вечер крал­ся в сто­ро­ну Зелёной улицы, где стоял ка­ра­ван, и по­дол­гу про­си­жи­вал там под пред­ло­гом, будто мне очень ин­те­рес­но слу­шать раз­ные за­бав­ные ис­то­рии и за­пи­сы­вать их.
4) Косы де­воч­ки сви­са­ют так низко из не­боль­шо­го окна, что если под­нять руку, то можно до­тро­нуть­ся до них.
5) У нас с каж­дым днём было всё боль­ше на­хо­док и я их все про­сто не смогу пе­ре­чис­лить.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) От во­ен­но­го Валь­ко узнал_ ко­ман­до­ва­ние пе­ре­пра­вой на­хо­дит­ся на про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­не реки.
2) Хо­чешь быть здо­ро­вым_ не ешь слиш­ком много.
3) Па­хо­мо­ву уже семь­де­сят лет_ он по-преж­не­му любит вы­ду­мы­вать раз­ные ис­то­рии.
4) Стро­и­те­ли без­дей­ство­ва­ли_ тре­тьи сутки не пе­ре­ста­вая шёл дождь.
5) Он зажёг свечу, сел к столу, по­смот­рел на часы_ было два часа ночи.
18.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Все жур­на­ли­сты знают_ чи­та­тель пре­жде всего смот­рит на кар­тин­ки и фото, а уже потом чи­та­ет под­пи­си.
2) Под­нял­ся силь­ный вете.р_ лучше из дома не вы­хо­дить.
3) В зной­ный день прой­ти через за­рос­ли ореш­ни­ка почти не­воз­мож­но_ через ми­ну­ту всё тело по­кры­ва­ют рыжие злые му­равьи.
4) Ка­пи­та­на от­пра­ви­ли в гос­пи­таль_ он был ранен в ногу.
5) Не дей­ству­ют уго­во­ры_ по­дей­ству­ет твёрдость.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Де­воч­ка всплес­ну­ла ру­ка­ми: «Он за­бо­лел!»
2) В Еван­ге­лии го­во­рит­ся, что: «В на­ча­ле всего было слово».
3) «Мир полон воз­мож­но­стей, — про­изнёс про­фес­сор и, не­мно­го по­мол­чав, до­ба­вил: — Нужно толь­ко уметь их ви­деть».
4) — Это пла­тье тебе очень идёт, — за­ме­ти­ла Ольга.
5) «Мы можем встре­тить­ся зав­тра ве­че­ром» — ска­зал Сер­гей, — «или в любой день на этой не­де­ле. У меня все дни сво­бод­ны».
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Тогда давай сде­ла­ем так 1)_ я пойду в биб­лио­те­ку, чтобы кое-что по­смот­реть 2)_ а 3)_ когда вер­нусь, то мы 4)_ вме­сте за­кон­чив убор­ку 5)_ пойдём с тобой в кино.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния:

1) С утра всё небо за­во­лок­ло гро­зо­вы­ми ту­ча­ми.
2) Что может быть на свете лучше моря?
3) Столы и сту­лья целый день дви­га­ли с места на место.
4) Бес­край­нее небо, рас­кра­шен­ное го­лу­бой крас­кой.
5) Дно в этом озере очень плот­ное.
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

Кто зна­ни­я­ми об­ла­да­ет, тот всюду по­беж­да­ет.

1) во­про­си­тель­ное
2) от­но­си­тель­ное
3) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме сред­не­го рода
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым не­об­хо­ди­мо по­ста­вить тире:

1) Книга наи­бо­лее слож­ное и ве­ли­кое чудо из всех чудес.
2) Де­кабрь один из самых хо­лод­ных ме­ся­цев в году.
3) Лас­ко­вое слово что ве­сен­ний день.
4) Труд­ность не по­ме­ха для до­сти­же­ния цели.
5) Чу­дес­ное за­ня­тие бро­дить по лесам.
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Гла­го­лы в на­сто­я­щем вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся по лицам, чис­лам и родам.
2) Де­е­при­ча­стие - это осо­бая форма гла­го­ла, ко­то­рая обо­зна­ча­ет в пред­ло­же­нии до­ба­воч­ное дей­ствие.
3) «Обой­ми, обой­ми­те» - это пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла об­нять.
4) В пред­ло­же­нии «Дру­зья нам по­со­ве­то­ва­ли съез­дить в Индию» ин­фи­ни­тив вы­пол­ня­ет функ­цию до­пол­не­ния.
5) В гла­голь­ных фор­мах «про­плыть, про­плы­ла» уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
25.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Оду­шевлённые не­из­ме­ня­е­мые имена су­ще­стви­тель­ные от­но­сят­ся к жен­ско­му роду, если обо­зна­ча­ют лиц жен­ско­го пола.
2) Ко 2−му скло­не­нию от­но­сят­ся толь­ко су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем.
3) Су­ще­стви­тель­ные го­ро­диш­ко и сы­ниш­ка муж­ско­го рода.
4) В пред­ло­же­нии Илья Алек­се­е­вич был моим ле­ча­щим вра­чом вы­де­лен­ное су­ще­стви­тель­ное яв­ля­ет­ся ча­стью со­став­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.
5) В су­ще­стви­тель­ных кла­до­вая и ин­стру­мент уда­ре­ние па­да­ет на вто­рой слог.
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Ком­байнёру Петру (До­маш­ке­ви­чу, До­маш­ке­вич) вру­чи­ли ключи от квар­ти­ры.
2) Этот ат­трак­ци­он уста­нов­лен в (двух­ты­сяч­но вось­мом, две ты­ся­чи вось­мом) году.
3) Взгля­нув на (него, его), я решил, что этот че­ло­век слиш­ком вялый и апа­тич­ный.
4) Каж­дый год на Пасху ба­буш­ка (печёт, пекёт) ку­ли­чи.
5) На полу спать (менее при­ят­нее, менее при­ят­но), чем на кро­ва­ти.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) После этих слов сына отец за­кри­чал, что не­мед­лен­но уходи от­сю­да.
2) Вы­яс­нить о том, как по­пасть на пло­щадь, мне не уда­лось.
3) Са­дясь за руль, ма­ши­на долж­на быть в пол­ной ис­прав­но­сти.
4) Три ред­кие паль­мы, при­везённые из Су­ху­ми, стали укра­ше­ни­ем парка.
5) Мно­гие мамы не знают и не умеют петь ко­лы­бель­ные песни своим детям.
28.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Мор­фе­мы изу­ча­ют­ся в раз­де­ле «Со­став слова. Об­ра­зо­ва­ние слов».
2) За­им­ство­ван­ные слова упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в на­уч­ном стиле речи.
3) Стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся толь­ко от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов.
4) Пред­ло­же­ние Здесь вам, ре­бя­та, рас­ска­жут много ин­те­рес­но­го яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным не­опре­делённо-лич­ным.
5) В гла­голь­ных фор­мах об­лег­чить, об­лег­чив уда­ре­ние па­да­ет на по­след­ний слог.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сен­тяб­ря наши сады пу­сте­ли, по­го­да, по обык­но­ве­нию, круто ме­ня­лась. (2) Ветер по целым дням рвал и тре­пал де­ре­вья, дожди по­ли­ва­ли их с утра до ночи. (3) Ино­гда к ве­че­ру между хму­ры­ми низ­ки­ми ту­ча­ми про­би­вал­ся на за­па­де тре­пе­щу­щий зо­ло­ти­стый свет низ­ко­го солн­ца. (4) Воз­дух де­лал­ся чист и ясен, сол­неч­ный свет осле­пи­тель­но свер­кал между лист­вою, между вет­вя­ми, ко­то­рые живою сет­кою дви­га­лись и вол­но­ва­лись от ветра. (5) Хо­лод­но и ярко сияло на се­ве­ре над тяжёлыми свин­цо­вы­ми ту­ча­ми го­лу­бое небо, а из-за этих туч мед­лен­но вы­плы­ва­ли хреб­ты сне­го­вых гор-об­ла­ков. (6) Сто­ишь у окна и ду­ма­ешь: «Авось, бог даст, рас­по­го­дит­ся».

(7) Но ветер всё никак не уни­мал­ся: он вол­но­вал сад и на­го­нял зло­ве­щие космы пе­пель­ных об­ла­ков. (8) И об­ла­ка бе­жа­ли низко и быст­ро и за­ту­ма­ни­ва­ли солн­це. (9) Уга­сал его блеск, за­кры­ва­лось око­шеч­ко в го­лу­бое небо, а в саду ста­но­ви­лось пу­стын­но и скуч­но, и снова на­чи­нал сеять дождь. (10) Спер­ва тихо, осто­рож­но, потом всё гуще и, на­ко­нец, пре­вра­щал­ся в ли­вень с бурей и тем­но­тою. (11) На­сту­па­ла дол­гая, тре­вож­ная ночь.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) раз­го­вор­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — рас­суж­де­ние
4) тип речи — опи­са­ние с эле­мен­та­ми по­вест­во­ва­ния
5) за­да­ча речи — объ­яс­нить, по­че­му в конце сен­тяб­ря по­го­да все­гда резко ме­ня­ет­ся
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ниже ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи — опи­са­ние
4) за­да­ча речи — при­влечь вни­ма­ние об­ще­ствен­но­сти к про­бле­ме воз­рож­де­ния рус­ской де­рев­ни
5) за­да­ча речи — со­здать ху­до­же­ствен­ный образ се­вер­ной де­ре­вень­ки
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те в 1-м пред­ло­же­нии ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Най­ди­те слово, ко­то­рое яв­ля­ет­ся сред­ством связи 3-го и 4-го пред­ло­же­ний тек­ста из за­да­ния В1, и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 1−3 под­чи­ни­тель­ный союз и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Най­ди­те во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние, глав­ное слово ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся су­ще­стви­тель­ным в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа. Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в этом сло­во­со­че­та­нии. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Перед рас­све­том по ши­ро­ко­му су­хо­до­лу хлы­нул с юго-во­сто­ка гу­стой и тёплый ве­сен­ний ве­те­рок. На до­ро­гах от­по­те­ли ско­ван­ные ноч­ны­ми за­мо­роз­ка­ми лужи талой воды. С хру­стом стал осе­дать в овра­гах подмёрзший за ночь снег. Сново устре­ми­лись к ме­стам веч­ных гнез­до­ва­ний за­ждав­ши­е­ся тепла бес­чис­лен­ные стаи уток, гусей.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

А)  ищи ветра в поле

Б)  куда ветер дует

В)  ветер в го­ло­ве гу­ля­ет

Г)  ветер сви­стит в кар­ма­нах

1)  не вернёшь об­рат­но, не найдёшь

2)  такой, ко­то­рый ме­ня­ет свои убеж­де­ния, взгля­ды в за­ви­си­мо­сти от об­сто­я­тельств

3)  со­всем нет денег, пол­ное без­де­не­жье

4)  о лег­ко­мыс­лен­ном, не­серьёзном че­ло­ве­ке

5)  сво­бод­ный, не за­ви­ся­щий ни от кого че­ло­век

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Он обострё..о вос­при­ни­мал не­вни­ма­ние со сто­ро­ны окру­жа­ю­щих его людей.

Б.   Боль­шин­ство книг уже на­пе­ча­та..о в ти­по­гра­фии.

В.   Всё в лесу за­сы­па..о сне­гом.

Г.   Такое по­ве­де­ние свой­стве..о не­уве­рен­ным в себе людям.

1.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2.   Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3.   Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии , об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с двумя н.

4.   Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет две буквы н.

5.   Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма котоporo имеет одну букву н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Уче­ник украд­кой на­блю­дал за ста­рень­кой учи­тель­ни­цей, ко­то­рая сто­я­ла у пи­а­ни­но в глу­бо­кой за­дум­чи­во­сти.

Б)  Бла­го­да­ря еже­днев­ным тре­ни­ров­кам он стал го­раз­до вы­нос­ли­вее.

B)  Чае­пи­тие можно устро­ить в кругу семьи.

Г)  Вилка стала ис­поль­зо­вать­ся в Ан­глии в ка­че­стве сто­ло­во­го при­бо­ра в сем­на­дца­том веке.

1)  под­ле­жа­щее

2)  ска­зу­е­мое (или часть ска­зу­е­мо­го)

3)  до­пол­не­ние

4)  опре­де­ле­ние

5)  об­сто­я­тель­ство (или часть об­сто­я­тель­ства)

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

A)  В лесу ещё снег лежит не­тро­ну­тый и мно­гие де­ре­вья: ясень, берёза, клён, осина, сосна, ель  — стоят в снеж­ном плену

Б)  Для всех жи­те­лей посёлка, я уве­рен, на­хо­дит­ся дело, когда уби­ра­ют уро­жай

B)  Брат знает, что хотя по­го­да на сле­ду­ю­щей не­де­ле будет сол­неч­ная и без­вет­рен­ная, но он не ре­шит­ся

по­ехать с сыном на ры­бал­ку на даль­нее озеро

Г)  Все как будто ожи­да­ли, не будет ли он ещё петь

1)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с одной при­да­точ­ной ча­стью

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с двумя при­да­точ­ны­ми ча­стя­ми

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи